Page 37 - WE no 18
P. 37

НА ДОСУГЕ 37

    КОРОТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.
    Не секрет, что в Советском Союзе цензуре в печатных изданиях отводилось, может быть, больше внимания, чем самому качеству печатаемо-
го. При газетах, — во всяком случае в «Литературной Газете», где я тогда работал, — имелась официальная должность цензора с очень неплохой
по тем временам зарплатой. Цензорами, как правило, назначались более-менее грамотные сотрудники КГБ, вышедшие «в тираж» по выслуге
лет или по причине чрезмерного пристрастия к выпивке. Главным условием успешной работы для них было четкое следование инструкциям
и хорошая «чуйка» на крамолу, которую по незнанию или по злому умыслу, могли пропихнуть в свои статьи и литературные изыски ковар-
ные журналюги. Тоже, кстати, склонные по тем временам к безудержному потреблению алкоголя. Мне лично пришлось дважды столкнуться с
претензиями упомянутых цензоров. Первый раз, когда для короткой шутки в «Рогах и Копытах» — одной из рубрик юмористической «16-ой
страницы ЛГ» — я, совершенно «от фонаря» придумал название города Верхнежранск, а второй раз, когда, уже сознательно, хотел выпендрить-
ся и дал герою рассказа фамилию Кадумов. В первый раз, оказалось, что город с таким названием (или очень похожим — я так и не узнал) су-
ществует и даже имеет зарытую под собой секретную ракетную базу, и мне пришлось лично объясняться и доказывать, что я - «не верблюд». А
во втором случае цензор ограничился правкой фамилии с «Кадумов» на «Кадурин» и брезгливо приписал на полях, что автор — сам такой, если
думает, что все другие такие. Достаточно прочитать фамилию Кадумов наоборот, чтобы понять на чем мы с цензором «схлестнулись»... Тут к
месту вспомнить Даниила Хармса, который, по его же словам, не любил «идиотизма жизни», но в своем творчестве выставлял его сюрреализм
на всеобщее обозрение...Предлагаемый вам, надеюсь, юмористический рассказ слегка иллюстрирует отношение зацензуированных редак-
торов того времени к бедным авторам, которым было трудно что-то написать, не оскорбив чувств идеалогически выдержанных бдительных
читателей. И, конечно же, он следует тезису Хармса о нелюбви к «идиотизму жизни», и без «сюра» тут никак не обошлось...
    Итак, рассказ называется:

ДОКУЧНАЯ МУХА

- ВОТ, НАПИСАЛ РАССКАЗ, - ОБ- вторяться, вместо семерок я всюду местом действия Африку, вы сни-

РАТИЛСЯ Я К РЕДАКТОРУ. - ПОСМО- ставил цифру 10.                               жаете воспитательный эффект для

ТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.                    – Нет, это, уж, слишком! - сказал читателей нашей средней полосы.

РЕДАКТОР ВЗЯЛ РУКОПИСЬ И редактор. - Так не пойдет.                            Поэтому надо как-то приблизить

НАЧАЛ ЧИТАТЬ:                             В другом варианте я десятку за-      территориально — и будьте смелее                                                  Автор:
                                      менил единицей, но и это ему не по-      в оценках! Сейчас за инакомыслие                                     Игорь Двинский
    – Хороший рассказ, - похвалил     нравилось:                               почти не сажают. — и он мне под-
редактор. - Главное, удачный прием                                             мигнул.                                      – НЕТ, - ОТВЕТИЛ Я. - ЭТО МУХА,
найден. 	                                 – Слабовато, слабовато... Чего-то                                             КОТОРАЯ ДОКУЧАЕТ.
                                      не хватает... Дело, ведь, не в самих 	       – Понимаю, - подхватил я, - дело
    – Да, - обрадовался я. - Удачный  цифрах, а в том, что за ними стоит.      будет происходить не а Африке, а в           – ТОГДА — ЭТО ДОКУЧЛИВАЯ
прием — половина успеха! И у бор-     Понимаете?                               Гималаях, где гималайские медве-         МУХА. КСТАТИ, ЗАЧЕМ ОНА ВАМ
цов, и у радистов, и у нас, писате-                                            ди...                                    ПОНАДОБИЛАСЬ?
лей...»                                   – Понимаю, - ответил я, - поэтому
                                      вслед за цифрами я ставлю буквы,             – Да нет, - перебил редактор. - За-      – А ВЫ ДАЛЬШЕ ПРОЧТИТЕ.
    РЕДАКТОР ПОМОРЩИЛСЯ:              которые образуют с ними контраст.        чем осторожничать? Пускай местом
                                      Но дело не в самом контрасте, а в        действия будет чаща нашей жизни,
      – НУ, И ЮМОРОК... НАСЧЕТ        том, что за ним стоит. Я вас правил-     вернее, ее гуща. Пишите и не забы-
«ПРИЕМА» - НЕ ГОДИТСЯ! ТАК, ЧТО       но понял?                                вайте, что главное для литератора —
ТАМ ДАЛЬШЕ...                                                                  увидеть в малом - большое, открыть
                                          – Нет, - ответил редактор, - Вы все  неизведанное - в обыденном, уди-
    – Казалось бы, тема не новая, -
продолжал редактор, - но в вашей
трактовке она выглядит свежо и напутали!
                                                                               виться привычному. Словом, дей- РЕДАКТОР ПРОЧЕЛ:

оригинально — я имею в виду цифру Тогда я написал рассказ про Аф- ствуйте!– и он меня отравил.»                         «Муха села на варенье, вот и все

7. рику. Действие происходило в не- – ЕЩЕ ОПЕЧАТКА! «ОТ-ПРА- стихотворенье!»
– Цифру 7? - переспросил я и за- большой бушменской деревушке, ВИЛ», А НЕ «ОТРАВИЛ». ТАК...
                                      где некоторые взрослые бушмены                                                    – НУ, КАК? - СПРОСИЛ Я, ВОЛНУ-
                                      пили огненную воду, уклонялись от
глянул в рукопись.                    выращивания бататов и били своих             «Новый рассказ я смело написал       ЯСЬ.
                                      жен. Жены рычали...»                     о современной деревне. О самой
    Там везде вместо точек стояли                                              ее чаще. Его героями были грибы.             – ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ... ВЫ ЧА-
семерки, очевидно, из-за того, что                                             Большинство из них — съедобные,          СТО ДОПУСКАЕТЕ НЕОПРАВДАН-
я забывал вовремя переводить ре-                                                                                        НЫЕ УХОДЫ ОТ ОСНОВНОЙ ТЕМЫ,
                                      – РЫДАЛИ — ПОПРАВИЛ РЕДАК- но попадались и поганки. Все это я КРОМЕ ТОГО, КОНЦОВКА БАНАЛЬ-
естр.»
– ПОСТОЙТЕ, ЧТО ЗА «РЕЕСТР»? ТОР...
                                                                               дал прочитать редактору.                 НАЯ. И, КОНЕЧНО, МНОГО ОПЕЧА-

- УДИВИЛСЯ РЕДАКТОР. - ВЫ ИМЕЕ- «... а маленькие бушменята, видя – Вот оно, вот оно! - закричал ре- ТОК. СЛИШКОМ МНОГО! ВСЕ ЭТО —
ТЕ В ВИДУ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ШРИФ- дурной пример, играли в кости мис- дактор, закончив чтение, и захлопал ОТ НЕБРЕЖНОСТИ. ПОСМОТРИТЕ:
ТОВ В ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ? ТАК сионеров на деньги и курили бамбук линейкой по столу, пытаясь прибить НА ВАС МЯТЫЙ ГАЛСТУК И НЕЧИ-
ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ РЕГИСТР! НУ, в подворотне, не отойдя от нее на докучную муху.»                                           ЩЕННЫЕ БОТИНКИ.

ЛАДНО...                              положенные десять метров.                – ДОКУЧНАЯ МУХА - ЭТО МУХА, – А В ЦЕЛОМ НИЧЕГО?

Мой рассказ напечатали. Вскоре, – Это интересно, - сказал редак- КОТОРАЯ ДО КУЧИ? ВСТАЕТ ВО- – НИЧЕГО, – ОТВЕТИЛ
я написал еще один. Чтобы не по- тор, но мне думается, что выбрав ПРОС: ДО КУЧИ ЧЕГО?
                                                                                                                        РЕДУКТОР...

                                                                                                                                                                         | 514-484-2214 | 514-484-9282 | [email protected]

| www.wemontreal.com | [email protected] | 514-484-2214 | 514-484-9282 | www.facebook.com/canadianmediagroup/ | Выпуск 18 (554) | 04 МАЯ - 10 МАЯ 2018 |
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42